Авалокитешвара. Буддизм

Авалокитешвара. Буддизм

Буддизм не признает существование Бога-Творца, но буддизм признает существование богов. Идея Бога-Творца представляется буддистам нелогичной: ведь такое совершенное и бесконечно любящее и сострадательное существо должно было бы с самого начала создать совершенный и свободный мир, не может же Бог быть причиной несовершенств, страданий и несчастий.

Согласно буддизму, мы сами своими действиями создаем причины для нашего счастья или наших страданий: наши благие действия ведут к благим последствиям, дурные поступки неизбежно когда-нибудь поставят нас в неблагоприятную ситуацию.

Боги же подразделяются на две категории: сансарические боги, то есть существа, наделенные большим могуществом, чем люди, но так же, как и люди, не свободные от желаний и страстей, и не сансарические боги, которых обычно называют божествами.

Все божества  это те или иные аспекты Будды, который, желая способствовать благу всех живых существ, принимает различные формы или тела, благодаря чему может оказывать помощь различным живым существам различными способами. Например, Авалокитешвара  аспект сострадания и любви Будды, Манджушри — аспект мудрости, Ваджрапани — силы, могущества.

Функции божества в буддизме — оказание помощи живым существам, указание пути, который помогает познать причины нашего счастья и страданий, достичь освобождения от страданий и подменного счастья. Наши действия, негативные и позитивные, вызваны негативными или позитивными состояниями нашего ума. Следовательно, негативные или позитивные последствия, то есть страдания или счастье, тоже связаны с состоянием нашего ума.

Указывая нам путь, Будда и божества помогают понять, что причины счастья и страдания не зависят от каких-то внешних факторов и находятся внутри нас, внутри нашего ума. Они учат развивать благие состояния ума, благотворные для нас и окружающих нас людей, и избавляться от негативных, и постепенно достигнуть совершенства.

Для того чтобы помочь живым существам развить в себе подлинные любовь и сострадание, Будца являет себя как Авалокитешвара. На обложке вашего журнала — танка с его изображением. Это божество белого цвета, с четырьмя руками. В одной руке он держит четки — символ метода, в другой — лотос — символ мудрости. Это означает, что для освобождения от сансары (от круго¬верти рождений и смерти) нам необходимы две вещи: метод и мудрость.

В чем суть метода? Это любовь и сострадание. Мудрость — это сознание, познающее пустоту. С помощью метода и мудрости можно достичь того совершенного состояния сознания, которое называется Просветлением. В двух соединенных вместе руках Авалокитешвара держит драгоценность, которая символизирует Просветление, или сознание Будды.

Это божество — Покровитель и Защитник Тибета.
Его Святейшество Далай-Лама особым образом связан с ним. В Тибете мы верим, что Далай-Ламы — это манифестации, проявления Авалокитешвары в человеческом теле. До Далай-Лам он воплощался во многих тибетских царях, например в Сонг Цен Кампо. Дело в том, что когда Авалокитешвара являет себя в своем теле тонких энергий, его могут увидеть только духовные практики очень высокого уровня, к тому же имеющие с ним особую кармическую связь. Поэтому он принимает форму человеческого существа, чтобы стать доступным восприятию множества людей и других живых существ.

Итак, Далай-Ламы — манифестации Авалокитешвары, через которые он сообщается с обычными людьми и несет им Учение Будды. Мы, тибетцы, верим, что в сердечном центре Его Святейшества пребывает Авалокитешвара. Его человеческое тело — это только грубая, физическая оболочка. Его тонкое тело — это Авалокитешвара, то есть в действительности он — божество, Будда в человеческом теле. Мантра Авалокитешвары: ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ.

Эта мантра известна как сущностная мантра всех мантр, в ней в сжатой форме содержится все Учение Будды. Сознание Будды не находится где-то вне нас, вам не надо куда-то за ним идти. Оно внутри нас и достигается через очищение нашего сознания от всего негативного и развитие всех благих качеств нашего ума. Как это сделать, объясняет эта мантра.

Звук ОМ состоит из трех звуков — АУМ,- символизирующих тело, речь и ум, как обычные, человеческие, так и тело, речь и ум Будды. МАНИ — как четки на изображении, символизирует метод: любовь и сострадание. ПАДМЕ — мудрость, познающая пустоту (лотос). Эта мантра означает преобразование: с помощью метода сострадания, любви и мудрости, познающей пустоту, обычные тело, речь и ум прееобразуются в тело, речь и ум Будды. То есть здесь в конденсированном виде содержится все Учение о достижении Просветления. Поэтому в Тиббете считается, что заслуга от прочтения этой мантры равнозначна заслуге от прочтения всех текстов Учения.

Тем, кто желает заниматься буддийской практикой, я советую следующее. Если вы знаете буддийские молитвы, прочтите их. Это успокоит и подготовит ваш ум. Затем визуализируйте перед собой Его Святейшество в облике Авалокитешвары и начитывайте мантру ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ, стараясь возможно полнее осознать ее смысл. Во время чтения мантры вы представляете, что из сердца Авалокитешвары исходят белый свет и нектар, входят в вас через межбровье, и все ваше тело наполняется белым светом и нектаром.

Они очищают ваше тело, речь и ум от всего негативного и несут благословение на развитие благих качеств вашего ума. По окончании практики посвятите духовные заслуги, которые вы накопили, занимаясь ею, благу всех живых существ, пожелайте им достигнуть Освобождения от страданий и причин, вызывающих страдания, через развитие сострадания и любви и при помощи мудрости, познающей пустоту.

Согласно буддийскому учению, шесть слогов мантры Авалокитешвары имеют символические цвета: ОМ — белый, МА — зеленый, НИ — желтый, ПАД — голубой, ME — красный, ХУМ — синий. Это как бы лучи мистического света, которые озаряют и очищают все миры, подверженные страданиям и закону перевоплощения: миры богов, полубогов, людей, животных, голодных духов и адских существ.


Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button