"Национальные отличия" в стереотипах реальности.

"Национальные отличия" в стереотипах реальности.

Человек — уникальное творение природы. Его пытливый ум привык описывать окружающий мир таким, каким он ему кажется, каким видит его человек в повседневной жизни.
В голове человека, словно по полочкам, разложены описания предметов, явлений природы, людей, животных, социальных процессов, эстетических критериев, законов, этических норм и т.п. Свое детализированное описание окружающего мира человек использует для ориентации в пространстве, как лоцман пользуется картой.

Одну часть описания мира мы составляем сами в процессе своего практического опыта. Например, наше представление о ноже может входить в ту часть описания, которая гласит, что это острый и опасный предмет, им можно поранить руку, но на кухне это незаменимая вещь.
Другую часть описания мира мы получаем извне. Например, от учителей в процессе обучения, изучения наук, чтения книг, просмотра телевизионных передач. Или передается нам нашими предками, родителями в виде традиций, обычаев, уроков воспитания и т.п.
Когда речь заходит о представителях той или иной национальности, — в нашей голове возникает набор характеристик, которые по нашему мнению, соответствуют определенной части человечества. Этот набор отражает наше представление о тех или иных качествах людей, об их поступках, реакции на мир, образе мышления.
Такой набор особенных черт существует у нас для каждой национальной группы, большой или маленькой. Мы называем его «национальными отличиями».
С их помощью мы научились дифференцировать мир, делить людей на «своих» и «чужих», идентифицировать себя с какой-либо национальной группой.
В набор «национальных отличий» входят как «положительные», так и «отрицательные» качества.
К «положительным» качествам мы относим все то, что нам понятно, что мы принимаем, что соответствует нашему пониманию мира, или, по крайней мере, не противоречит ему. Тогда мы называем это «национальным колоритом», «самобытностью», «уникальностью».
С «отрицательными» качествами все обстоит гораздо сложнее. Они тоже включены в наше представление о мире. Но отношение у нас к ним весьма неоднозначное.
Они, например, могут служить предметом юмора и смеха. Это ярко просматривается в таком виде народного творчества, как анекдот. Кто не слышал анекдоты про хитрых евреев, глупых молдаван, жадных украинцев, не меряно пьющих русских, до тупости законопослушных американцев, сексуально раскрепощенных французов.
Набор «национальных отличий» распространяется и на продукт деятельности людей. Разве требует пояснений, сказанное в разговоре — «грузинская кухня»? Если Вы не грузин, Вам сразу станет понятно, что речь идет о шашлыках, баранине, острых приправах, ароматных кореньях и т.д.
Ну, а если Вы не русский, то «русскую кухню» Вы, очевидно, соотнесете с водкой, солеными огурцами, блинами с икрой, квасом. Плюс-минус некоторые детали, в зависимости от личной эрудиции и образованности.
Мы каждый раз вытаскиваем из нашего «мозгового компьютера» соответствующий «файл» с набором ключевых слов, которые по нашему мнению описывают объект.
«Молдова» — вино, зажигательная музыка и танцы, «Zdob si Zdub»…
«Якутия» — олени, морозы (всегда), золото, алмазы …
А многие американцы до сих пор считают, что Россия — это белые медведи на улицах, мужики в телогрейках. Правда, сегодня к этому добавилось понятие о «новых русских» с золотой цепью на шее, размером со «строгач» для овчарки.
Наборы этих качеств, которые мы называем в быту «национальными отличиями» уже давно превратились в устоявшиеся клише. С реальной действительностью они имеют мало общего (если вообще имеют).
Но нас это ни сколько не смущает.
Такими стереотипами восприятия мы пользуемся каждый день. И очень удивляемся, когда воспринимаемый объект «не вписывается» или «не описывается» имеющимся у нас набором «национальных отличий».
Оказывается, что среди евреев есть не мало порядочных людей. А русские могут быть брюнетами с карими глазами. И есть не жадные украинцы. А французы бывают моралистами.
На этот случай у нас есть другой «файл», который подтверждает наше представление о «национальных отличиях», но говорит, что в каждом правиле есть исключение.
Этакий «файл» защиты системы, чтобы не произошло «сбоев» в восприятии.
В процессе преодоления исторических рубежей человечество не заметило, что уже много веков оно живет стереотипами восприятия мира и друг друга.
Кем-то раз определенные, немного видоизменяясь под влиянием политических целей, эти шаблоны, по сути своей, являются «константой».
Они, как правило, содержат внешние признаки, которые являются следствием географических, природных, исторических процессов, сформировавших неповторимость и уникальность той или иной группы людей.
Эти шаблоны «национальных отличий» бережно передаются из поколения в поколение.
Материальные вещи мы научились выбрасывать в силу их износа и непригодности. А хлам в «мозговом компьютере» инвентаризации почему-то не подлежит.
Родители стращают своего расшалившегося малыша: «Сейчас тебя цыгане украдут». Всем давно известно, что преступления, связанные с кражей детей совершают люди разных национальностей, и в большей степени не цыгане. Но у этого малыша с детства формируется шаблон, что с кражей детей связаны цыгане.
Легенды часто лежать в основе стереотипов восприятия.
А дальше стереотипы восприятия превращаются в стереотипы отношений. Стереотипы отношений, в свою очередь, порождают стереотипы поступков.
Нас не смущает, что поступаем мы все, в основном, одинаково, когда затронуты наши «национальные отличия». Начиная с частного мордобития в пивной, до войны между народами, государствами за выяснение: чьи же «национальные отличия» лучше.
Сценарий всегда один — приоритет тех или иных «национальных отличий» решается с позиции силы и оружия.
Чувство ущемленности своих «национальных отличий» компенсируется взятым на себя правом решать вопрос жизни и смерти «врага». Так начинается противостояние. Приднестровье, Чечня, Балканские страны и др.
В тысячный раз человечество наступает на одну и ту же швабру. Но вот парадокс: такой стереотип поведения только убеждает нас в «правильности» наших шаблонов восприятия «национальных отличий»! Получается замкнутый круг.
Интересно, что за инструмент такой эти «национальные отличия», с помощью которого можно воздействовать на людей? Почему с помощью «национальных отличий» можно внушить нам чувство гордости, превосходства или чувство ущербности, «второсортности»?
Миф о «национальных отличиях» — это умело заброшенный крючок с наживкой. И народы на протяжении многих веков заглатывают эту наживку.
В любую эпоху — всеми доступными средствами вбивается в головы людей «файл» с набором «национальных отличий». А дальше все происходит, как в театре кукол. Стоит только дернуть за веревочку и куклы начнут двигаться в нужном направлении.
Стереотипы восприятия делают свое дело.
Предсказуемость поведения людей в таких ситуациях, во все времена, была удобна политикам всех мастей и рангов.
Ни одна политическая система, ни одно государство не упустило свой шанс воспользоваться, в том или ином виде, таким действенным и безотказным способом управления народом, как миф о «национальных отличиях».
«Разделяй и властвуй!»
Политики всех времен и народов, с помощью этих «файлов» укрепляют свою власть, расширяют сферы влияния, зарабатывают деньги и на «своих» и на «чужих».
«Файлы» с набором «национальных отличий» обладают огромной энергетической, эмоциональной, психической силой воздействия на людей. Набор ключевых понятий, составляющих «национальные отличия», выверялся и оттачивался на протяжении тысячелетий. Он напитан многовековым опытом использования. Там, как говорится, каждая запятая «работает».
Сражаются между собой не народы, а «файлы» в головах людей с набором «национальных отличий».
ХХ век, с его бурным развитием научно-технического прогресса, транспорта, связи, миграции населения, — давно перемешал все национальности, все привычные для нас шаблоны «национальных отличий».
И мы каждый день и каждый час сталкиваемся с фактами, которые давно не вписываются в наши устоявшиеся представления о «национальных отличиях».
Но мы упорно отстаиваем наши стереотипы восприятия. И если факты противоречат этим стереотипам, тем хуже для фактов.
Нас не смущает сама возможность установить национальность ребенка, рожденного в «смешанной» семье.
Папа украинец, мама мордва, как запишем сына?
Формально, учитывая установленные в социуме правила игры, писанные или неписаные законы, можно заполнить графу «национальность» в соответствии с одним из родителей. Можно по отцу — украинский мордвин. Можно по матери — мордовский украинец. Правда, есть еще третий вариант, и он встречается чаще — русский.
А теперь попытайтесь определить национальность человека, если в его роду по материнской и по отцовской линиям, все браки предков были «смешанными» на протяжении четырех поколений.
А как определить национальность человека не формально?
По крови? Тогда как вписать сюда достижения современной медицины в области донорства, например?
По месту рождения? А если ребенок родился в совершенно другой стране, когда его родители были на заработках, учебе, или просто отдыхали где-то на экзотическом побережье?
По месту проживания? Тогда, например, всех молдаван, живущих на крайнем Севере можно считать чукчами?
По языку, на котором он говорит? А если человек знает в совершенстве несколько языков, а часто — ни одного?
По песням, которые он поет? Тогда национальность можно менять в зависимости от популярности того или иного исполнителя, стиля музыки?
По пище, которую он предпочитает? Тогда, видимо, в конце ХХ века образовались новые национальности — «гамбургер», «пица», «суши».
А можно ли вообще определить национальность человека?
Религия говорит, что для Бога не существует национальных отличий. Частица Божественного Духа присутствует в каждом из нас. Перед Богом мы все равны.
Ни один врач не сможет по печени или почкам, по анализу крови или биению сердца определить национальность человека.
Генетика не располагает данными о наличии генов, определяющих национальность.
Мы подвержены одинаковым заболеваниям, независимо от национальности.
Все мы одинаково рождаемся на свет, и не знаем, какое молоко пьем из груди матери — «грузинское», «украинское», «белорусское», «молдавское».
На уровне биологии и физиологии мы все равны.
Дактилоскопия по отпечаткам пальцев может установить конкретную личность. Но по отпечаткам пальцев невозможно определить национальность.
Линии на ладонях человека содержат информацию о его психологических возможностях, умственных способностях, о его здоровье и болезнях, о браке и детях. Наконец, по линиям на ладонях можно определить продолжительность жизни.
Но ни одна линия на ладони не указывает на национальность человека.
Гороскоп человека — это его космический паспорт. Он содержит информацию обо всех сферах жизнедеятельности человека. По гороскопу можно составить психологический портрет человека, описать его внешность и особенности поведения, определить творческий потенциал и возможности его реализации. Выявить наиболее «удачные» пути в жизни, взлеты и падения, общий потенциал здоровья и болезни, методы и формы лечения, возможность зарабатывать деньги и делать карьеру и многое другое.
Но ни один гороскоп не содержит информацию о национальности человека.
Перед Небом и Звездами мы все равны.
Человек, являясь частью Космоса, в то же время, является его микромоделью. В нем отражаются все космические процессы, как в капле воды информация об океане.
Человеческий Дух, как воплощенная Монада, как микромодель Космоса, не наделен «национальными отличиями». Как не наделены ими Солнце, Луна, созвездия, кровяные тельца, линии на ладонях, океаны. В этом смысле не существует понятия «национальность».
Нам не надо доказывать исключительность своих «национальных отличий» — их нет!
Нам не с кем воевать, кроме как с собственными шаблонами восприятия.
Но почему же вдруг замирает сердце, когда ты слышишь звуки родной молдавской «Дойны» или украинских песен?
Почему глаза наполняются слезами, когда после долгого отсутствия ты возвращаешься на родную землю?
Почему трепещет радостно душа, когда в чужой стране, ты вдруг встречаешь случайного прохожего, говорящего на твоем родном языке?
Вопросы «национальных отличий» связаны не столько с материалистическим пониманием «физических» характеристик, с положением объектов в пространстве и времени, сколько с понятием резонансных свойств восприятия и бытия.
Давно уже не секрет, что человек, как энергетическое существо, обладает вибрациями. Аналогичными энергетическими вибрациями обладает окружающий мир: земля, реки, деревья, речь, музыка и т.д. Человек находится в постоянном энергетическом контакте с окружающим миром.
У каждого человека, у любой части окружающего его мира, вибрации разные. Подобно тому, как по разному звучат струны, в зависимости от их длины и толщины. Взаимодействие человека с окружающей его действительностью, происходит аналогично процессам во Вселенной, — по принципу энергетического резонанса.
Энергетический резонанс — предполагает совпадение частот собственных энергетических вибраций с частотой вибраций внешнего воздействия. Поэтому человек находит в окружающем мире созвучные ему вибрации, аналогично радиоволнам, звучащим в одном диапазоне.
Процесс энергетического резонанса означает способность «отражать», и следовательно, «принимать» и «отправлять» сигналы. Энергетические вибрации структурированы в соответствии с получателем, для которого они предназначены.
Если вибрации человека и окружающего мира созвучны, т.е. резонируют, — они как бы взаимно дополняют друг друга и человек «звучит» ярче, интереснее, насыщеннее.
Когда энергетические вибрации человека совпадают с вибрациями конкретной географической местности, общностью людей ее населяющих и с продуктом их деятельности — культурой, тогда человек начинает резонировать в гармонии с ними.
Он «слышит» энергетические колебания, распространяющиеся в пространстве, и что-то внутри его начинает отзываться, вызывая эмоциональные реакции. Происходит некоторое преобразование, трансформация энергии (одной формы) в энергию чувств, эмоций ( в другую форму).
Здесь ему уютно и хорошо, спокойно на душе, здесь он чувствует себя защищенным. Это внутреннее чувство комфорта и гармонии с окружающим миром не зависит от количества материальных благ, достижений в карьере, социального статуса и т.п. Это чувство внематериально, надматериально.
Именно это внутреннее чувство созвучности, резонанса, заставляет нас плакать и смеяться при звуках молдавского ная или русской балалайки, широко дышать всей грудью при виде родных гор, или степей, или равнин.
Язык народа, его культура так же являются носителями свойств энергии, проходящей от одного объекта к другому. Поэтому мы выбираем тот язык, ту культуру, энергетический резонанс с которыми, для нас наиболее гармоничен.
В этом смысле мы обладаем национальными отличиями. Ведь всем нам созвучно разное.
Но эти отличия говорят лишь о разнообразии мира, о его многоголосии.
Говорить о приоритете или вторичности этих национальных особенностей столь же абсурдно, как пытаться выяснить, чья аура лучше.
Отстаивать свободу или чистоту той или иной национальной культуры занятие не менее абсурдное. Ибо как можно посягать на то, что ты не слышишь, не видишь и не воспринимаешь в силу разных параметров вибраций?
Внутреннее родство с культурой, языком, традициями, людьми, связано с чувственным познанием мира.
Ощущение своих национальных отличий (читай — энергетических вибраций), — столь же интимно, как чувство Любви, вера в Бога. Это то, что позволяет нам познать себя. Это то, что позволяет нам быть свободными и уникальными.
Энергию можно только ощущать, воспринимать.
Но как только мы пытаемся определить «национальные отличия» областью рационального мышления, вместо чувственного познания, мы прекращаем воспринимать окружающие объекты и резонировать в гармонии с ними. Мы тут же начинаем мыслить штампами, стереотипами, установленными в обществе.
Миф и свобода — понятия кардинально противоположные.
Может пришло время отказаться от мифов?
Хотя так трудно расстаться с привычным хламом в голове. Еще труднее лишить себя привычного дела — ругать весь мир, который не хочет вписываться в устаревшие модели и шаблоны восприятия.


Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button