Чувство долга и ответственности.
Чувство долга и ответственности красной нитью проходит через всю историю человеческого существования, являясь одним из основных лейт-мотивов поступков – и тех, что принято называть дурными, и тех, что, с точки зрения общественности, тянут на подвиги.
Но мало какой человек всерьез задумывается над тем, что на самом деле он должен – и кому, прежде всего, — предпочитая использование сложившейся в обществе системы ценностей, которая довольно редко отражает истинное устройство той или иной личности.
Через чувство долга а так же через чувство ответственности легче всего манипулировать людьми – именно на системе логически обоснованного долга строятся и политические системы, и религиозные институты. Христианин, мусульманин, иудей прежде всего должны выполнять условия (цель которых им далеко не всегда ясна), чтобы получить что-то, что им преподносится как имеющее смысл (благодать, прощение, отпущение грехов, чувство единения, рай и так далее). Вопросы кому конкретно я это должен, и перед кем ответственен? и что мне это действительно даст? считаются крамольными и исходящими от нечистого – в то время как они являются проявлением истиной сущности человека, желающей понять систему на предмет пригодности к данному конкретному организму. Однако подобные размышления чреваты тем, что человек может начать самостоятельно мыслить, и, чего доброго, он может прийти к выводу, что подобная система не для него. И тогда человек перестанет быть подвластным кому-то или чему-то (да хоть тому же институту церкви). Поэтому на защиту долга вступает запугивание: если не сделаешь то, что должен, придет большая страшная бяка, которая сделает злую какашку. И человеческое стадо послушно пугается и делает должное и ответственное, так же как в детстве оно кушало насильно впихиваемый корм, панически боясь прихода страшной Бабы-Яги. Система та же, интерфейс подстроен под пользователя.
Для того, чтобы понять, что человек действительно должен – не виртуальному обществу, системе, религии, окружающим, — а самому себе, требуется очень много сил, прежде всего психических, и много кропотливой работы. Но такова цена за свободу – не образную, а довольно ощутимую, когда долг и ответственность является тем, что человек сам для себя выбрал, без оглядки на уже сформированные стереотипы. Разрушение искусственно наведенных систем долга и ответственности является процессом кропотливым – сперва требуется понять, какие внутренние постулаты являются искусственными, а какие – заложенными природой. Как правило, этот процесс сопровождается разрушением многих связей, которые были построены именно на искусственном чувстве ответственности и долга.
Каждый человек действительно уникален – последовательность ДНК в естественных условиях не имеет дубликатов. То же можно сказать и про шкалу ценностей, которая включает в себя чувство ответственности и долга – нет универсальной системы, которая бы отражала истинное состояние каждого отдельно взятого члена системы. Для того, чтобы разобраться в своем собственном понимании долга, нужно перебрать все то, что, образно говоря, лежит в папке “должен с/делать”. Каждый раз человек спрашивает себя “кому конкретно я должен и по какой причине?” и “кому конкретно это надо?”. Если в качестве ответа всплывают фразы типа “я должен, потому что так надо”, “это надо сделать ради всеобщего блага”, “так принято”, “этого требует общество”, “таковы правила игры”, то данное чувство долга является наносным и неестественным. Ответ “я должен это себе лично” и “это нужно мне, потому что я этого желаю” являются отражением истинных желаний души, следование которым дает ощущение прежде всего, внутренней гармонии.
Главное в этом нелегком деле – стопроцентная вера в себя, в свое право на абсолютную индивидуальность. Кстати, верить в себя (по-настоящему, а не только на вербальном уровне) для многих представляется сверхзадачей, хотя внешне они могут утверждать противоположное. Если же вера в себя имеет место быть, то создание своего собственного “кодекса долга” проходит с меньшими осложнениями, ведь такому человеку необходимо не только заявить о своей позиции, но и отстоять ее – не как новые правила, а как альтернативу существующей системе. Главный приз в этой борьбе не имеет материальной ценности, но является одним из краеугольных камней, на которых строится гармония с окружающим миром – одно из самых ценных состояний для человека.