Мистерии Адониса.

adonisМногоименный бог Адонис [1] особенно любим в древности. Над ним ореол несправедливых страданий, трагической смерти и торжествующего воскресения. Адонии — мистерии Адониса — похожи на все древние мистерии [2]. Божество умирает. Его оплакивают и хоронят. Божество воскресает.

[1] Адонис — на еврейском языке значит Господь (Иосиф). Адонис — Господь у финикиян, так призывают Таммуза… Адонис — Господь у лаконцев (Гезихий). Адонаи — так арабы называют солнце (Страбон).

[2] Мистерии: Египетские — Осириса, Само-фракийские — Кабира, Орфические — Диониса, Финикийские — Таммуза, Фригийские — Аттиса, Элевсинские — Персефоны.

Мать Адониса, ассирийская царевна Мирра, или Смирна, зарождает его от отца своего Тианта. Этот древний мотив кровосмешения, происходящий от атлантов, встречается в мистериях пеласгов, египтян и индусов.
Мирра, превращенная в дерево, дающее аромат мирру, через десять месяцев рождает Адониса.
Афродита, пораженная его красотой, похищает младенца и заключает его в ларец.

Ларец, кладезь, или ковчег, играет большую роль в мистериях.

Это символ материи, заключающей ис-кру жизни, или плоти, облекающей душу. В другом аспекте — это хранилище священных книг и предметов. Выражение «кладезь премудрости» должно происходить от греческих мистерий. Ларец часто изображался на предметах, относящихся к мистериям [1].

[1] Gerhard: Vases grecs, relatifs aux mysteres. 1839. Etrusc. Spiegel. 1843.

Афродита дает Персефоне ларец с младенцем, чтобы его спрятать.

Но возвратить его Персефона не хочет. Богини идут на суд к Зевсу. Зевс присуждает разделить год на три части. Первую часть года Адонис должен быть с Афродитой, вторую — с Персефоной, третью — с кем хочет, но Адонис и третью часть отдал Афродите.

Спор Афродиты с Персефоной изображался на мистических рисунках. Богини стоят по обеим сторонам Зевса, внизу ларец или Адонис на погребальном ложе. Афродита плачет, Прозерпина держит миртовую ветку. (Ваза в Неаполе и этрусское зеркало). Эта идея и композиция напоминают знаменитый суд Соломона. Олицетворения любви и мрака, жизни и смерти борются за обладание младенцем.

Имя Адониса связано и с историей Соломона. Адония — четвертый сын Давида. » Он был очень красив». Он хотел быть наследником Давида, но младший брат Соломон стал царем и убил Адония. (III Цар., I.) В Библии встречаются еще имена Адонирама и Адониседека, близкие к имени Адониса.

Миф о соперничестве богинь излюблен теми, кто считает Адониса солнечным героем (Гигин. Астрономия). Но как более сложный и философский, он не так популярен, как миф о любви Афродиты и Адониса. В Эрмитаже есть ваза с их изображением. Афродита и Адонис окружены девушками, которые их одевают и приготовляют им драгоценности и ароматы.

Этот же мотив богато и загадочно выглядит на помпейской фреске. Адонис изображен в муже-женской форме, а Афродита, как восточная Астарта, — с бородою [1].

[1] Raoue-Rochette. Peintures de Pompee. 1844.

В Орфическом гимне (56) говорится о двуполой природе Адониса, так же, как Диониса (42), Селены (9), Природы (10), Паллады (32) и Артемиды (36).

На этрусских зеркалах любовь Афродиты и Адониса изображается в еще более мистической обстановке.
Рядом с ними — лебеди, символически свидетельствующие о посвящении, внизу — пантеры, вокруг — летят космические гении, гермафродиты с мистическими повязками в руках и ветвями. Иногда рядом Судьба — женщина в богатой одежде, с чернильницей и стилосом, пишет на дощечке. Таинственное существо с прибором для писания является как бы олицетворением кармы.

Иногда на этрусских зеркалах рядом с Афродитой и Адонисом изображается Аполлон или Орфей с семиструнной лирой.

Над Адонисом надпись: ZINYTA — что значит Атунис, если читать справа налево, как читаются архаические латинские надписи. Таким же образом над Афродитой написано «Туран», как она называлась по-этрусски. Она в богатом платье, в сандалиях, с повязкой на голове, с ожерельем, серьгами и браслетом в виде змеи. Иногда в ее руке — гранат или яблоко. Иногда в их ногах — крылатый, змееногий гений вроде пифона. Часто с ними изображены плоды, символические растения, рыбы, птицы, животные и мистические предметы.

Интересно изображение Атуниса в виде крылатого ребенка вроде Эрота.

Как мать Эрота, Афродита изображается в виде матери Атуниса. Она привлекает его левой рукой, а правой протягивает ему голубя. Здесь звучит древний таинственный мотив матери-супруги, встречающийся во всех мистериях [1].

[1] Изида — мать и супруга Осириса, Персефона — Диониса, Кибела — Аттиса, Кабиро — Кабира, Астарта — Таммуза.

У кресла Афродиты — символический ларец, сбоку висит зеркало. В Орфических мистериях зеркало было символом творения иллюзий. Дионис засмотрелся в зеркало, когда напали Титаны разъединения и разорвали божественное тело. На другом рисунке загадочная сцена напоминает сцену посвящения. Юный Атунис сидит, как сидит новопосвящаемый, на троне. В левой руке его посох, или копье, правую он сакраментально поднимает, как бы произнося священную клятву. Над ним висит ларец. Афродита стоит и протягивает Атунису венок и миртовую ветвь. Копье было в Самофракийских мистериях символом посвящения. Венок во всех мистериях был атрибутом посвященных. Миртовая ветвь, или вообще ветвь, была эмблемой воскресения.

Почти все эти этрусские бронзовые зер-кала находятся в Париже, в Лувре, в отделении античной бронзы.
Смерть настигает Адониса на охоте. Раненный кабаном, Адонис переходит в царство Персефоны. Для солнечного бога характерна смерть от кабана, черного, дикого зверя, символа мрака. Кабан — символ зимы, говорит Макробий, который, как и астроном Гигин, считает Адониса олицетворением плодоносной силы Природы, Весны и Солнца. Мотив поранения кабаном бога Света повторяется на Востоке и в Скандинавии [1].

[1] Creuzer. Symbolik. 1819: Bei den Siamesen ist es ein Riese in den Eber verwandelt, der den Tagesgott Sommona — Coden todtet. Die Scandinawische Sage lasst den Othin durch einen Eber verwunden.

В Помпеях есть картина смерти Адониса в объятиях Афродиты. Фигуры больше человеческого роста, изящество позы и роскошь красок, декоративность обстановки как бы указывают на исключительно живописную цель художника. Но детали намекают на мистерию. На деревьях мистические повязки и яблоки или гранаты.

Внизу собака Адониса в ошейнике с железными остриями, расположенными в виде лучей кругом. Один из археологов считает, что острия показывают, будто это астрономический Сириус.

Другой ученый замечает, что Адонис, умирающий на коленях Афродиты, является моделью для христианского искусства, прообразом тела Христа на коленях Марии, как изображается в католических Pieta.

На другой помпейской фреске Адонис представлен в виде солнечного героя. Он сидит на ступени вроде пирамиды. Он в пышной восточной хламиде, над ним лучистый ореол, в его левой руке два копья, как у посвященных.

Древние отмечали поразительные совпа-дения в культе Адониса и Осириса. Так, они говорят: «Александрийцы поклонялись Осирису и Адонису в одном изображении…» [1]. «Адонис, которому «поклоняются финикийцы и киприоты, — египетский бог…» [2]

[1] Дамаеций у Свиды в Hrairchos
[2] Стефан Византийский: Amadous

Mы не знаем подробностей мистерий Адониса. Но часть обрядов, наиболее простая и доступная, сохранилась.
Это — обряд плача по Адонису.

Феокрит описывает выставление тела Адониса в Египте, в Александрии (Идиллия XV):

Сам как красиво лежит на серебряном ложе — первый пушок с висков его ниспадает — трижды любимый Адон, и за Ахеронтом любимый…

Рядом лежат плоды (яблоки или гранаты), рядом и нежные сады, посаженные в серебряных корзиночках…
Эти корзиночки с землей, в которой быстро всходили посеянные травы и цветы, назывались «сады Адониса».
Выражение «сады Адониса» было символом всего нежного, прекрасного, но эфемерного, кратковременного, как сама жизнь Адониса.

Есть рисунок, поясняющий подобные приношения: Афродита стоит на лесенке (лестница — также мистический символ на памятниках посвящений), рядом с лесенкой — Эрот. Они устраивают «сады Адониса», что видно по сосудам на рисунке, с показывающимися из них ростками [1].

[1] Frohner. Griech. Vase in Karlsruhe.

К телу Адониса принесены » …золотые алабастры с сирийским мирром».

Такой же алабастр с мирром принесла женщина в дом Симона, чтобы возлить драгоценные ароматы Ему на голову. «Она… помазала Тело Мое к погребению». (Map., XIV, 8. Матф., XXVI, 12).

Это совпадение у Феокрита и в Евангелии не только понятий, но даже слов для выражения «алабастр с мирром» при погребении полно значения.

К телу Адониса принесены и разные печенья.

К белой пшеничной муке примешаны цветочные соки; пеклись они в масле и меде, сделанные в вид птиц и животных.

Воспоминанием об этих приношениях являются и наши булочки-жаворонки перед Страстной неделей.

Над Адонисом свешиваются зеленые гирлянды «нежного укропа». Укроп, священное растение, играет роль в Самофракийских мистериях, как, по-видимому, и в мистериях Адониса. Над этим зеленым сводом как бы летящие фигуры «мальчиков Эротов». Серебряное ложе Адониса отделано золотом, черным деревом и фигурами из слоновой кости, изображающими орлов, которые уносят Ганимеда.

Над драгоценным погребальным ложем пурпурный балдахин «нежнее сна», по выражению Феокрита.

Наутро — похороны Адониса «На заре, с росою» в погребальной процессии женщины несут его статую из воска или терракоты: «адонион».

Видом своим женщины выражают траур. Их волосы распущены, платья без пояса свешиваются беспорядочно «до пят». Женщины плачут, ударяют в грудь руками и под звуки жалостной финикийской «гингры» — флейты поют похоронные гимны — «адонидии».

Процессия движется по улицам Афин, или Александрии, или другого города, к берегу моря, где Адониса хоронят, будто бросают в волны Ахеронта.

Дальнейших таинств мы не знаем. Но заключаются мистерии торжествующим возгласом: «Адонис жив! Он вознесся!» [1]

Об этом свидетельствуют и отцы церкви: «Справляют ежегодно его праздник, в котором восхваляют его и провозглашают воскресшим — reviviscens [2].

Афродита «восходит от Аида и находит того, кто называется искомым», — Адониса [3].

Искание — это символическое выражение и часть обрядов в мистериях. Изида ищет рассеянные останки Осириса; Деметра Ищет похищенную Плутоном Персефону; Психея ищет утраченного Эрота; Афродита ищет похищенного Персефоной Адониса.

[1] Лукиан. О сирийской богине. 6
[2] Кирилл ad Jesai. 18. 12
[3] Иероним ad Esechiel. VIII.

«Искание — это первый период праздника Адоний, который длился семь дней на Востоке», — говорит Аммиан Марцелин. Восток, Египет, Греция и Рим — все поклонялись Адонису.

Но и во время христианства не исчезли традиции его мистерий. На протяжении многих веков имя Адониса имеет таинственное значение. Воскресла древнейшая связь имени Адония с Соломоном. Братства, связывавшие себя с происхождением от храма Соломона, передавали посвящаемым историю символического убийства Соломоном своего старшего брата Адония.

Среди эмблем позднейших орденов есть эмблемы мистерий Адониса: ларец, или ковчег, в котором хранились скрижали, жезл и другие мистические предметы, и миртовая ветвь, заменяемая иногда ветвью акации [1].

[1] Les Adonhiramites. Recueil precieux. Анонимная книга, изданная в Филадельфии, 1787 г

Как символы самофракийских мистерий (копье, чаша, пятиконечная звезда, треугольник, молот, передник, факел) сохранились в средневековой Европе, так продолжаются и традиции мистерий Адониса.


Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button