Желанное бессмертие двух душ. Андрогин.

Желанное бессмертие двух душ. Андрогин.

Любовь… От нее во все времена замирало сердце человека — и раба, и господина, и поэта, и воина. С этим словом связано что-то таинственное, сладостно-желанное и глубоко интимное, только мое и ничье больше. Любовь была импульсом восхождения к вершинам духовных откровений; любовь же порождала земное человеческое созвездие — семью…

Но шел прогресс — умнели люди и машины, появлялись все более совершенные технологии, которые как-то незаметно, но все увереннее оттесняли любовь из ее исконных владений, замещая это высокое чувство технологией любви — сексом. Вот его ныне и пытаются выдавать нам за истинную любовь. Оказывается, не надо ныне подниматься за облака, не надо опускаться на дно морское. Надо лишь растить мышцы да капитал, да еще все знать о «безопасном сексе». И идут вот с такой «проповедью любви» заокеанские пастыри и одурманенные тотальной демократией педагоги в наши школы, семьи, в нашу культуру.
Как удалось этим сексуальным пророкам вырвать секс — явление сугубо физиологическое — из сложнейшей и тончайшей ткани человеческих отношений — любви
— и поставить секс над любовью?
Говорят, во всем виноваты мирские заботы, суета, подавляющие человеческое чувство. Ну а наш первобытный предок: что, он жил веселее и беззаботней? И сладострастия ль ради разделился целостный человек на две «половинки» — на мужчину и женщину?
Нет, не для сладострастия разделился некогда единый андрогин, а для познания Добра и Зла, а пуще всего для самопознания…
О любви древние говорили и как о великом благе, даре богов, и как об источнике неизбывных мук — говорили языком изобразительного искусства, поэзии, прозы, эпистолярного жанра (может быть, самого искреннего). Были и попытки исследовать любовь, так сказать, в метафизическом, философском плане. На память сразу приходит знаменитый «Пир» Платона, а в России — «Смысл любви» Владимира Соловьева, с легкой руки которого любовь стала предметом философского осмысления .
Впрочем, метафизика любви вовсе не оторвана от «физики» — от нашей конкретной, материальной жизни. Осмелюсь предположить, что одна из причин катастроф, постигших мир в XX веке,- это внешне не слишком заметные «микроподвижки» в любовных и семейных отношениях, в иерархичных связях поколений. Ведь микромир отражает сущность и структурную основу макромира…
В преддверии XX столетия из дебрей российского бытия выползла на свет и «карамазовская» любовь
— всеядная, жадная, каннибальская. И с тех пор как-то странно переплелись у нас Эросы Платона и Достоевского… А сегодня одна за другой набегают волны «сексуальной революции» и, как некие цунами, оставляют за собой переломанные нравственные установки да грязно-осклизлые пятна порока. Не исключен и «девятый вал», способный сотворить нравственную пустыню.
Так может быть, настала пора поговорить о «смысле любви» и ее эзотерической сути, о ее таинствах, ее благодати и вечных неизбежных страданиях — о любви, взыскующей людские души во имя ее же повседневного блага?..

И РАЗРЕЗАЛИ ИХ БОГИ НАДВОЕ…
Наверное, разговор наш нужно начать с попытки понять истоки любви — в ее конкретной форме взаимного влечения мужского и женского сердец. Что было прежде, чем возникла эта любовь? Может быть, существовала гармоничная неразделенность полов, о которой писал Платон и которую он называл андрогином — «мужеженщиной»? Какую тайну скрывает этот странный образ, шокирующий обыденное сознание современного человека?
Между тем древним религиозным и философским учениям это понятие — в том или ином виде — было хорошо знакомо. Это прежде всего состояние Высшего Божества, которое в себе самом содержит двуполость, ибо оно превыше всех человеческих мерок. Для нашего понимания все это, конечно, очень сложно, так как человек, хочет он того или нет, осмысливает двуполость (как и бесполость) на земном уровне.
Однако мы будем говорить о другом — о человеческом андрогине, вокруг которого и вращалась философская мысль от древности до наших дней. Более того, некоторые эзотерические предания называют даже эпоху, когда человечество «пало во врата пола». Теософская традиция утверждает, что это произошло около 20 миллионов лет назад; рост человека тогда достигал 18 метров… Е. П. Блаватская подробно пишет об этом во II томе «Тайной Доктрины». Конечно, ученые-антропологи, читая это, придут в ужас, но сами они не имеют что сказать на тему нашей статьи.
Итак, до такого разделения человек реально обладал половыми признаками — как мужскими, так и женскими. Однако тот человек мало был похож на современного. Да и был ли андрогин в действительности таковым, как его описывают древние? Ведь Платон, например, будучи посвященным в таинства, выдавал сокровенные знания скупо, намеками. Возможно, образ андрогина у Платона несколько гипертрофирован. Однако для нашего разговора это описание очень важно, поэтому позволю себе длинную цитату из диалога древнегреческого мудреца.
«…Тело у всех (андрогинов) было округлое, спина не отличалась от груди, рук было четыре, ног столько же; и у каждого на круглой шее два лица, совершенно одинаковых; голова же у двух этих лиц, глядевших в противоположные стороны, была общей… Передвигался такой человек либо прямо, во весь рост,- так же как мы теперь, но любой из двух сторон вперед, либо, если торопился, шел колесом, занося ноги вверх и перекатываясь на восьми конечнос тях… А было этих полов три, и таковы они были потому, что мужской искони происходит от Солнца, женский — от Земли, а совместивший оба этих — от Луны, поскольку и Луна совмещает оба начала… Страшные своей силой и мощью, они питали великие замыслы и посягали даже на власть богов… это они пытались совершить восхождение на небо, чтобы напасть на богов». И вот боги, чтобы уберечься от злой воли страшных андрогинов, разрезали их на две части, «как разрезают перед засолкой ягоды рябины или как режут яйцо волоском…».
Интересно, не правда ли? Прежде всего полов-то, оказывается, было три, а не два. И в этом глубокий смысл: противоположных, антагонистических полов все-таки два, но их «разбегание» стало бы неудержимым и безвозвратным, не будь за ними таинственной силы глубинной андрогинности, которая и порождает безудержную страсть взаимного влечения. Потому андрогин рассекается на две части, а не на три: подлинная андрогинность неделима и полностью присутствует в каждой из частей. И еще: за подлинную андрогинность «отвечает» женственная Луна, чей древний культ полон таинственных недомолвок. Что же касается бунта против богов, то здесь мятежное состояние андрогина «подпитывалось» самим его положением, уравнивающим его с богами,- ведь Высшее Божество тоже андрогинно…
Что же все это нам дает? Думаю, вот что: мы уже можем в какой-то степени ответить на вопрос о том, что происходит в человеческой душе, когда она встречается с любовью. А происходит открытие в самом себе своей противоположности и, самое главное,- своей андрогинности; происходит взрыво-подобное раскрытие собственной сущности, сущности любовной, эротической, андрогинно усиленной в самом себе. И одновременно открывается острейшая нехватка этой андрогинности! Человек ощущает, что любовь — единственное благо, выходящее за пределы житейской премудрости, что «Бог есть Любовь». Недаром Платон утверждает, будто «Эрот — Бог древнейший».

БУДУТ ЛИ ДВОЕ ПЛОТЬЮ ОДНОЮ?
Впрочем, писания Платона — это все же «дела давно минувших дней». Но и гораздо более близкие к нам русские философы возвещают, по сути, о том же самом. Владимир Соловьев в статье «Смысл любви» заявил (повторяя, впрочем, новозаветное речение), что «будут два в плоть едину, то есть одним реальным существом». Смело и вожделенно, но встает извечный вопрос — как?
Сам Соловьев ответ не дает. Он заключает, что на деле происходит лишь «поверхностное сближение двух ограниченных существ в узких рамках житейской прозы». А далее
— утеря любовного пафоса, дробление его и перенос на детей «для повторения того же обмана». Вот и все единоплотие.
Но может быть, в таком случае любовь проявит себя в иной сфере бытия? По крайней мере Соловьев ищет смысл любви в идеальном. Вопрос не снимается, а только переносится в иную плоскость, где наша духовная природа призвана решить проблему: «Человек может, оставаясь самим собой, в своей собственной форме, вместить абсолютное содержание, стать абсолютной личностью, то есть стать андрогином».
Что тут можно сказать? Налицо явное покушение на Божественную Природу, которая имеет собственные формы для того, чтобы вместить абсолютное содержание, тогда как человеческая форма — в ее нынешней данности — остается незыблемой темницей духа. И Соловьев выходит из затруднения так: Царствие Божие и вечная жизнь в нем будут возможны, но «сама человеческая форма должна быть восстановлена в своей целости». Только такая форма сможет вместить абсолютное содержание, ибо преодолена будет ее былая односторонность и ограниченность — мужская и женская индивидуальности. Мужское и женское могут в единении достигнуть совершенства, но лишь при условии: «восстановить образ Божий в живом предмете своей любви только так, чтобы вместе с тем восстановить этот образ и в самом себе».
Да, но сила для такого восстановления есть только у Бога. Муж
— лишь посредник этой божественной силы. Но если он получает непосредственно от Бога творческую энергию, то зачем тратить ее на женщину, зачем ее озарять тем светом, которым можно озарить самого себя?.. Ведь если он поворачивается лицом к женщине, то, простите,— спиной к Богу.

ЧЕЛОВЕК — СУЩЕСТВО МУЖЕЖЕНСКОЕ
Выходит, нет пути к андрогину через земную любовь? Но ведь можно и иначе повернуть эту проблему: можно считать, что некий «андрогинизм» представляет собой природное свойство личности; реальный человек не бывает только мужчиной или только женщиной, в нем присутствуют оба начала, но в разной степени, с преобладанием чего-то одного. Так считают западные психоаналитики, но позволю предположить, что русская философская мысль их опередила. Еще Зинаиде Гиппиус принадлежат слова: «Человек… существо или мужеженское, или женомужское… Во всем этом, вместе взятом, и заключается потенция личной любви».
Мысль любопытная и, наверное, во многом справедливая. А доказывается она просто: будь мужское или женское разделено абсолютно, для мужчины все женщины были бы одинаково хороши (и наоборот), то есть любви бы не существовало и в зародыше. Но она есть! И, повидимому, андрогинная сущность человеческого существа нерушима.
Хорошо, пусть так. Но разве эта полуосознанная, спрятанная в тайниках души андрогинность — то самое священное единение начал, о котором возвещали древние мудрецы? Разве это райский, Божественный Брак в самом себе? Нет. Тот священный союз распался в роковой миг грехопадения прародителей. Тайну их и нашей любви мы еще не постигли. И прежде, чем еще раз попытаться ее постичь, зададимся вопросом: зачем был нужен «развод» полов? Ведь до этого царила высокая духовная гармония, внешний мир не ставил жестких (а нередко и жестоких) условий бытия; все было в себе и для себя, но при полном отсутствии эгоизма — главного источника человеческого страдания…
Наверное, самый четкий ответ дает теософская традиция: лишь тогда, когда человек разделился на мужчину и женщину, он получил возможность быть одаренным сознательной и индивидуальной душой. Однако чтобы получить этот дар, человек должен вкусить знаний от Древа Добра и Зла. Произошел своеобразный обмен рая на индивидуальную душу, блаженства — на жгучее страдание индивидуального существования, трагичный обмен бессмертия на смерть.
Зачем? Видимо, колыхание во блаженстве стало не только обременительно, но и нестерпимо: в утробе андрогина бились два неуживчивых существа, дозревших до эгоизма души. Они несли в себе любовь, но любовь неразделенную. В земных же условиях мучительного тяготения андрогин был разорван надвое, и из него вышло нечто третье — таинственное, зрячее и зрящее, то, что неизменно стоит за каждым явлением, каждым вдохом и выдохом Жизни. И в свой час оно притянет друг к другу разорванные сущности, но ^ это будет уже иной андрогин…


Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button