Семья, дети и цельный, гармоничный человек.

Семья, дети и цельный, гармоничный человек.

Еще относительно недавно семья не была «вольным образованием», распадающимся, потому что «не сложилось», и образующимся, потому что… а хрен знает, почему. Семья создавалась на жизнь.

А еще в семье существовал некий регламент отношений. Были зоны женской ответственности и хозяйствования, были зоны ответственности и хозяйствования сугубо мужские. Кроме того, лад и согласие считались необходимостью, и в большинстве браков люди так или иначе старались их достичь. И сейчас на слуху следы того уклада: если парень или девушка отморозками выросли, бывает, соседи сокрушаются, – такая семья хорошая, а вот, поди ж ты!

Т.е., это – известная вещь, – в ладной семье и дети обычно получаются ладными, т.е., гармоничными.

Спасибо партии за это, но семья в нашей экспериментальной державе была разрушена качественно, под корень, в пыль. Все традиционные принципы семейного уклада канули в Лету и съедены тамошними рыбами. Феминизм, который, к слову, мною люто ненавидим, сделал женщин «равными» мужчинам во всех мужских ранее сферах деятельности, заодно приравняв мужчин к женщинам в сферах женских. Потому сегодня женщина, пристраивая младенца к груди, может попутно объяснять мужу, как нужно паять или пилить, а мужчина, листая журнал с ножиками или сиськами, может объяснять молодой жене, как правильно вынашивать и рожать ребенка. У каждого из них на любой вопрос есть своя точка зрения, и это повсеместно приветствуется. Едва ребенок становится на ножки, он тут же оказывается перед проблемой выбора: делать ли что-то так, как говорит мама, или так, как говорит папа. А добрые близкие родственники стимулируют этот выбор, регулярно вопрошая: «А кого наш маленький больше любит??? Папу??? Ах, маму!!! Ну, умничка какой!» (умничка, что определился на данный момент). На самом деле, родственники делают благое дело, помогая ребенку выбрать хоть что-то, потому что так у него есть шанс сложить правильно хотя бы часть деталей того конструктора, который называется мировоззрением. Обо все, что он сложить-собрать не успеет, он будет спотыкаться всю оставшуюся жизнь, набивая шишки себе и портя жизнь окружающим. Потому что, нецелостный, негармоничный это человек.

Гармоничный человек тот, у кого к моменту выхода во взрослую самостоятельную жизнь почти полностью собран скелет персонального мифа о мироустройстве. Причем, скелет этот гибок и подвижен. А это получается только тогда, когда человек вырастает в рамках той же цельной и гибкой мифологии, мифологии, которая определяет жизнь его, ребенка, воспитателей. Т.е., означенные воспитатели должны не только говорить, что правильно, а что нет, что хорошо, а что плохо, но и следовать в собственной жизни этим текстам, причем, все воспитатели – одним и тем же текстам. Согласие должно быть между ними.

Вы много таких семей видели?

А что такое эти детальки, из которых складывается скелет персональной мировоззренческой мифологии? Это образ и роль мужчины и образ и роль женщины, – образцы, на самом деле, для выстраивания собственных ролей. Это образ архитектуры взаимоотношений разного характера. Это скопированные с воспитателей такие важные чувства, как уважение, признательность, любовь, гордость, ответственность, милосердие, брезгливость, чувство меры, патриотизм, вкус, такт… и много-много других, без даже малой доли которых человек уже не целостен, не гармоничен. Список же всего, из чего должен бы быть выстроен тот самый каркас, который в течение жизни будет обрастать личным опытом, очень велик. Все это нельзя впихнуть в ребенка словами, книжками, фильмами. В ребенка вообще нельзя ничего впихивать силой, или его конструкция станет зацементированной, – тяжелой и неподвижной, – и не даст потом взрослому человеку реализовать его таланты и способности. Ребенок сам набирает свои детальки и собирает свой конструктор… если только не вынужден вместо этого все время решать, чья деталька, папина, мамина, бабушкина или дедушкина правильней. Решать и делать выбор – это тоже детальки конструктора, которые встраиваются далеко не первыми. А перед выбором ребенок оказывается тогда, когда еще не умеет его делать, не имеет образцов и схем. И значит, он его и не делает, а просто отодвигает все предложенное в сторону, где постепенно растет и растет куча таких же, не нашедших места и не выбранных деталей, часто друг другу противоречащих.

Когда коммунисты стали рушить структуры семьи и традиции и насаждать воспитание государственное, – садики, школы, пионерлагеря (чтоб как можно больше времени дети проводили под опекой воспитателей, поставленных государством), они хорошо понимали все то, что я написала. Они, в самом деле, хотели вырастить нового человека с новым мировоззрением (коммунистические идеалы). Вот только… невозможно на скаку, взялись – сделали, выстроить совершенную замену традиции, строившейся веками. Слишком много дыр оказалось в их конструкции. И дыры эти затыкались детальками «старорежимными», находящимися часто в противоречии с новыми идеалами и этими противоречиями все вообще разваливающими. Так что, старое порушили старательно, а нового не получилось. В результате, у современных наших людей персональные мировоззренческие мифы собраны, как хибары бедняков в тропических трущобах, – из всего, что под руку попалось и сразу не отваливается. Потому вместо патриотизма у нас национализм, вместо гордости самомнение, вместо общения тусовки, вместо милосердия жалость… Хорошие вещи – они на свалках не валяются, в магазинах не продаются, – они из сердца в сердце передаются, в любви и согласии.

Все, что я тут понаписала, я поняла давно, как раз к тому времени, когда готова была привести в свою жизнь ребенка. Не вербализовала так внятно, может быть, но интуитивно чувствовала, на собственной шкуре пережив все эти конфликты авторитетов. А потому, отставив на потом поиск партнера, с которым можно было бы жить в согласии и ладу, решила, что ребенка своего буду растить сама (поскольку в тот момент такого партнера на горизонте видно не было). Провела ревизию собственного мировоззрения и родила, начав свой эксперимент.

Мой сын, может быть, не совершенство. Но он совершенней меня, гармоничней, лучше. Он никогда не был паинькой, но всегда вызывал восхищение всех взрослых людей, с которыми общался, – идеальный ребенок! И мы не переживали сложностей и конфликтов подросткового возраста, – не было их. Что для меня означает одно, – я была права. Есть что-то, что отсутствует в его конструкции, – ему неоткуда было это взять. Но там не куча неизвестно чего, там вполне себе архитектура. Так что, я надеюсь, он сможет уже сам заполнить пробелы. Я ведь тоже заполняла свои пробелы, прислушиваясь к нему, к его потребностям этого внутреннего строительства, – формируя в себе недостающее, переделывая кособокое, чтоб дать ему образец. Так что, мы с ним параллельно строили. И, на самом деле, продолжаем. Каждый – свое, но, все равно, переглядываемся.

Итог? Возможно, тогда, когда жива была традиция, когда существовали те самые лад и согласие в семьях, воспитание детей происходило как-то само собой. Правильное воспитание гармоничных и целостных людей. А сейчас, похоже, воспитание такого целостного человека невозможно без воспитания и перевоспитания себя параллельно. А это сложно осуществлять, одновременно сражаясь на семейном поле боя за «кто главней» и «у кого истина».


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button