Что такое наука Физиогномика.

Что такое наука Физиогномика.

Физиогномика есть наука, дающая возмож­ность по формам, сочетаниям и выражению черт человеческого лица изучать и познавать основные начала человеческого характера с его основ­ными дарованиями и способностями, досто­инствами и недостатками, одним словом, со все­ми теми элементами, из которых составляется так называемое духовное „я» человека а также помогающая открывать продолжительное душевное состояние, вызванное сильным чувством.

Эта наука — мать древнейшего вида искусства — ваяния, потому что только мысль о физиогномике могла породить это искусство. Уже в попытках до­исторических народов олицетворять в камне и дереве свои божества, и наблюдаемом в этих пер­вых, несмелых произведениях искусства, — жела­нии выливать во внешних формах характер, при­писывавшийся этими народами данному божест­ву, мы видим во всей полноте идею о физиог­номике; но, несмотря на то. что физиогномика бы­ла главным основанием искусства, она все-таки в виде отдельной, самостоятельной науки долго не была известна людям. Проходили века, многие пытались исследовать и обосновать эту науку, пока, наконец, не явился великий Лафатер, тру­дами которого она заняла подобающее место сре­ди других наук Лафатер был истинным гением в области этой науки. Много он принес, и быть может, принес бы еще больше, если б его не постигла ужасная смерть. Он был убит пьяным солдатом, убит во цвет лет и деятельности. Любопытен тот факт, что он знал заранее, какого рода смерть его постигнет, и обыкновенно в кругу своих интимных друзей говорил: «я не умру естественною, при­родой вызванною смертью, а приму смерть от некого злодея, движимого алчными, животными ин­стинктами». Но со смертью его не потух зажжен­ный им светоч. Он ярко горел и стал привлекать учеников. Много ученых и знатных людей того времени занялись этой наукой. Главным последователем Лафатера был Галль. Последний, как одаренный сильной волей и гениальным умом упорно трудясь, открыл, благодаря этой науке, новую науку — Френологию, чем заслужил беземертную славу. У Галля было много других, более или менее известных последователей, из которых самым плодотворным и знаменитым был Дебарроль. Общими усилиями этих людей Физиогномика, была поставлена на тот, незыб­лемый пьедестал, на котором она теперь нахо­дится. Но, к сожалению, и теперь есть много лю­дей, которые, бессознательно применяя и поль­зуясь положениями этой науки, — науку эту не приз­нают. А между тем, не существуй в мир физиог­номика, не будь известны и присущи людям законы ее, мы, например, в Микель-Анджеловском Моисе, этом каменном изваянии человека, видели бы только таковое, а не олицетворение сильнейшей воли, гениальнейшего ума и необъ­ятной души того Моисея, для которого, по выра­жению Гейне, „гора Синай слишком ничтожный пьедестал». То же было бы и с Иоанном Грозным Антокольскаго и с другими великими произведениями скульптуры. Ясно, что мы по формам можем читать характер и определять душевное состояние изображаемого лица; даже каменные формы могут служить для нас теми вырази­тельными словами, которые говорят нам о сердце и уме, тем более возможно это чтение по живым чертам человека, у которого, кроме живых, подвижных черт лица, имеются глаза — окна души, сердце и ум. Да как могли бы мы читать по каменным изваяниям, если бы предварительно не выучились этому чтению на живых человеческих физиономиях. Известно, что писатели отдален­ных веков в описании героев вдавались в большие подробности относительно выражения лица

Это лучше всего доказывает, что люди уже очень давно читали по выражению лица, и по нему судили о достоинствах или недостатках человека. Разумеется, что такое чтение, без основательного изучения физиогномики, носит случайный и неуверенный характер. Что знание законов этой науки — заложено уже в самой человеческой природе, может быть доказано тем, что дети узнают по лицу душевное состояние своих близких, как например отца и матери.

После этого, кажется, нечего больше доказы­вать, что пожилые, умные люди, изощрившие ин­стинкт чтения по физиономиям, на опыте и прак­тике могут иногда безошибочно определить, каков характер человека, с которым они имеют дело, и даже только встречаются. Но само собою по­нятно, что это производится бессознательно и без всяких непоколебимых оснований и может быть сравнено с тем явлением, когда человек, слегка знакомый с каким ни будь языком, но не изучивший его правил, хотя и изъясняется на этом языке, все таки говорит неуверенно, потому, что не имеет тех точек опоры, какими пользуется человек, изу­чивший данный язык в теории. То же самое бы­вает и в физиогномике с людьми, не изучившими ее теоретических основ. Их определения не могут быть точны и верны, в виду того, что им незнакомы законы этой науки. Они становятся неуверенными в своих определениях. Для того, чтобы сделать точные заключения о человеческом характере требуется серьезное изучение физиогномики в теории и частое применение ее данных на прак­тике. Таким только образом изучение челове­ческой физиономии будет перенесено с почвы случайности и неуверенности на почву реаль­ности и фактов. Что же касается того, насколько значительна и велика польза от изучения физиогномики, можно судить по тому, что при помощи ее можно познать не только основные начала характера человека, но и временное состояние его души, а также чувства, волнующие его в каждом отдельном случае. Это происходит вследствие того, что мускулы лица, реагируя на всякое изменение душевного состояния, при­водят в соответственное движение подвижные черты лица. Очень немногие обладают способ­ностью маскировать свои чувства. Мускулы лица — это рабы чувства, рабы, верно и точно передаю­щие внутреннее состояние души.

Полное маскирование чувства не удается иног­да даже лучшим актерам, посвятившим игре всю свою жизнь. Вследствие этого, можно с уверен­ностью сказать, что как бы человек ни прит­ворялся, желая скрыть на своем лице злобу, скорбь, радость и всякое другое испытываемое им чувство это ему не удастся, потому, что опытный, изучивший физиогномику наблюдатель легко заметит искусственное напряжение мускулов. Такие чувства, как гнев, злоба, лукавство, зависть, доброта, приветливость и т.п.. меняясь, произ­водят соответственный отпечаток на лице изме­няя черты и их выражение. По цвету кожи лица иногда возможно определить при помощи физиог­номики болезнь и тайные пороки. Направление умственной деятельности и степень умственных способностей может быть узнано по форме и морщинам лба.

Великий френолог Галль констатирует нахож­дение в каждом человеческом лице черт различ­ных животных и говорит, что каждая такая черта олицетворяет ту сторону человеческого харак­тера, какая присуща данному животному в качест­ве основной его черты.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button